Дураки и Дороги

Сначала немного статистики.
Длина дорог общего пользования в России — 1,4 миллиона километров. Из них на федеральные трассы приходится 51 тысяча километров, на региональные — 503 тысячи километров, на местные — 842 тысячи километров.
Почти треть (29 процентов) региональных и местных дорог не имеют твердого покрытия. Это означает, что весной и осенью близлежащие населенные пункты фактически отрезаны от «большой земли», то есть от услуг, медицинской помощи, жизненно важных товаров.
Нормативам не соответствуют не только региональные, но и федеральные дороги. По разным оценкам, это касается более половины федеральных трасс — 57,5 процента (у региональных — 63 процента).
 
Плохое качество и низкая пропускная способность российских дорог приводит к тому, что доля транспортных издержек в себестоимости продукции в России (11 процентов национального дохода) превышает показатели развитых стран почти в два раза.
Около 60 процентов всех коммерческих и пассажирских перевозок в России осуществляется по трассам федерального значения. При этом бюджетные инвестиции в строительство федеральных дорог практически не отражаются на увеличении их протяженности. По подсчетам Росстата,
с 2010 по 2013 год федеральные трассы прибавили всего тысячу километров, а с 2011 по 2013-й вообще ничего не менялось.
Хотя федеральные расходы на строительство и реконструкцию дорог ежегодно растут.
В частности, Росавтодор сообщает, что общие кассовые расходы в 2013 году составили 410,8 миллиарда рублей — на 17 процентов больше, чем в 2012-м, и на 44 процента больше, чем в 2011 году. Из этих средств на реконструкцию и строительство федеральных дорог было направлено 174,2 миллиарда рублей.
Лишь по итогам 2014 года из-за кризиса в экономике финансирование не увеличится: на дорожное хозяйство, находящееся в ведении Росавтодора, из федерального бюджета выделено 397 миллиардов рублей. В 2015 году немного больше — 405,1 миллиарда рублей.
Денег бывает много
 
Дорожники жалуются на нехватку денег, но Счетная палата выяснила, что большинство их проблем вовсе не из-за этого. Основная беда — неэффективное управление финансами, из-за чего деньги теряются, тратятся впустую, доходят с опозданием (или вовсе не доходят).
К примеру, аудиторы СП сообщили, что из-за недостатков в управлении финансированием дорожной подпрограммой Росавтодор не выполнил работ на 44 миллиарда рублей. Счетная палата уже проверяла работу Росавтодора за отчетный период. По результатам аудита, опубликованным в августе 2014 года, выяснилось, что Росавтодор задолжал регионам 43 миллиарда рублей субсидий на дорожное строительство. Нынешняя проверка показала, что проблема осталась: регионы не успевают получить деньги в срок и, следовательно, затягивают строительство.
 
В 2012 году на ремонт и строительство дорог регионам выделили 83 422,4 миллиона рублей, но 67 процентов этих денег (55 754,8 миллиона рублей) так и не были использованы по назначению. В 2013-м субъекты не востребовали 75 процентов финансирования (27 202,6 миллиона из 36 146,5 миллиона рублей).
 
Без развития инфраструктуры в России, самой большой стране на карте мира, рассчитывать на быстрый рост экономики не приходится. В Китае, например, где протяженность дорог уже превысила 4 миллиона километров, эту взаимосвязь прекрасно понимают. Конечно, и деньги на столь затратное хозяйство нужны немалые. Но, как показывает печальный российский опыт борьбы с бездорожьем, дело не только в них. Если не изменить подход к тому, как расходовать деньги, любые суммы исчезнут в «черных дырах», как исчезает с дорог по весне уложенный на снег асфальт.