Государство не может ограничить аппетиты производителей бензина

Федеральная антимонопольная служба предприняла очередную попытку разделить оптовые и розничные звенья торговли нефтепродуктами. В ФАС уже подготовлен текст соответствующего проекта закона. Стоит отметить, что антимонопольная служба уже направила законопроект на согласование в федеральное правительство.

Напомним, что Федеральная антимонопольная служба предпринимает попытки разделить бизнес отечественных нефтяных компаний уже более 10-ти лет, начиная с 2000 года.

В середине 1990-х нефтедобытчики создавали вертикально интегрированные холдинги, которые на тот момент считались самым оптимальным способом организации бизнеса. Однако когда нефть на рынке стала дорожать, государство осознало, что такая организация бизнеса приносит колоссальные убытки государственному бюджету. Кроме того, пришло осознание, что устройство бизнеса таким образом чревато значительными издержками не только для потребителей, но и для всей экономики страны в целом.

Как оказалось, нефтяные компании пользовались разницей в уровне налогообложения в различных субъектах страны, сосредотачивая прибыль в дочерних компаниях, расположенных регионах с наиболее низкими налоговыми ставками. Суммы, которые не были уплачены благодаря подобным хитростям, поистине огромны.

Именно огромные денежные «утечки» и несовершенство системы являются причиной возникновения на официальном уровне желания властей сделать бухгалтерскую систему подобных холдингов более прозрачной. Это позволит правительству иметь данные о генерации прибыли именно в регионах добычи или переработки нефти, а не в регионах с небольшими налогами.

В ФАС был подготовлен проект закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Несложно заметить, что документ повторяет, поставленные ранее задачи. Согласно законопроекту, в рамках одного холдинга должны быть созданы разные юридические лица, которые работаю в сфере розничной и оптовой реализации. Документ также регламентирует работу между двумя этими звеньями: передача нефти на переработку должна осуществляться либо по договору купли-продажи, либо по «давальческой» схеме. второй вариант предполагает переработку сырья заказчика по его технологии.

В ФАС считают, что купля-продажа является наиболее приоритетной и более прозрачной схемой для контролирующих органов. В Фас также намерены заставить владельцев холдингов избавится от части бизнеса. Отметим, что такие попытки уже неоднократно предпринимались, однако все они были безуспешными. На процедуру разделения бизнеса будет предусмотрен «переходный» период, но в случае неисполнения требований, оптовая и розничная торговля будут разделены принудительно. Антимонопольщики заявили, что поводом для написания нового законопроекта стали выводы, сделанные после рассмотрения дел, касающихся серьезных нарушений антимонопольного законодательства крупнейшими вертикально интегрированными компаниями в 2007 - 2011 годах.

Стоит отметить, что низкий уровень конкуренции на рынке позволяет нефтяниках «продавливать» желаемый уровень цен на бензин, который сейчас сопоставим со стоимостью качественного бензина в США. С 8 июля в России на 6% выросли акцизы на бензин, что приведет к увеличению цен в среднем на 12-15%. Подорожание грозит не только изъятием средств у простых горожан, но и раскручиванием инфляции в целом, что может несколько «продавить» экономическую активность, а также уровень зарплат. Увеличение цен на топливо увеличит и тарифы на автомобильные перевозки, что в свою очередь в значительной степени повлияет на стоимость товаров.

Аналитики отмечают, что для снижения цен при нынешней системе, экспорт должен стать невыгоден. Для этого необходимо ввести запретительные пошлины на экспорт, а также увеличить объемы добычи нефти. Эксперты также сомневаются в том, что попытки ФАС изменить ситуацию на рынке увенчаются успехом.