Готовится новый законопроект о допуске на рынок перевозок

Правительство вновь обсуждает идею лицензирования автогрузоперевозочной деятельности. Планируется, что перевозка грузов автомобильным транспортом может осуществляться только предприятиями, получившими «допуск» к работам. Авторы законопроекта намерены убрать участников рынка, не обладающих достаточной устойчивостью и не способных обеспечить достаточную безопасность перевозок.

Вице-президент РАС Валерий Алексеев отметил, что новый закон, в сущности, повторяет аналогичный закон, существующий в ФРГ. Основным принципом закона, так же как и в ФРГ, станет допуск грузоперевозчика на рынок, который будет основан на финансовой устойчивости самого предприятия, а также на обязательном получении работниками транспортных компаний квалификационных свидетельств. Большое значение при выдаче допусков будет иметь и надежность компании, в первую очередь отсутствие каких-либо судебных решений. Кроме того, планируется, что правительство обяжет перевозчиков страховать свою ответственность перед владельцами грузов. В соответствии с новым законопроектом, водители транспортных средств также будут обязаны иметь национальное удостоверение.

Законопроект на сегодняшний день уде подготовлен. В соответствии с ним предприятиям, осуществляющим грузоперевозки, предлагается введение двух видов допусков:

  • допуск к коммерческим  грузовым перевозкам на всей территории Российской Федерации;
  • допуск для предприятий, выполняющих перевозку грузов для своих нужд;

В основе нового законопроекта лежит стремление максимально обезопасить движение и сами грузоперевозки. На сегодняшний день уже разработаны правила безопасной перевозки  грузов и пассажиров, которые войдут в закон. Разработкой правил занимался минтрас РФ.

Также был разработан и перечень причин отказа в выдаче допуска. Основной причиной отказа станет предоставление недостоверных данных об организации. Кроме того, допуск у организации может быть отозван через суд. Причиной отзыва могут послужить серьезные нарушения со стороны компании.

Правом выдачи "докуска" и ведение реестра перевозчиков наделят ТПП

Выдача допусков также предполагает внесение организации в соответствующий реестр. В соответствии с законопроектом, правом выдачи допусков грузоперевозчиком будет наделена Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации. П вот заниматься оценкой компаний и проверять их соответствие выдвинутым требованиям будут сторонние сертифицированные организации на договорной с ТПП основе. Кроме того, планируется введение специальных программ по обучению специалистов для транспортной отрасли. Их рассмотрением и утверждением будут заниматься Федеральные власти. По планам авторов законопроекта, допуск будет стоить в районе 800 рублей, при этом цена будет фиксированной.

Грузоперевозчиков сегодня также волнует постановление правительства №504, в соответствии с которым с 1 ноября 2014 года за проезд по федеральным дорогам с грузовиков полной массой свыше 12 тонн будет взиматься плата. Плата за один километр пути составит 3,5 рубля, при этом размер платы ежегодно будет индексироваться.

В соответствии с постановлением, каждый перевозчик должен будет вносить предоплату за проезд по федеральным трассам. Эксперты же утверждают, что грузоперевозчики сделать этого просто не смогут. Плата, в конечном итоге, может лечь на грузовладельцев. Эксперты отмечают, что сейчас важно разработать адекватную и приемлемую систему взимания платы.

 На данный момент активно идет рассмотрение варианта установки системы видеофиксации на федеральных трассах. Подобная система широко распространена в Европе, в частности на трассах Германии. Однако существует опасность, что после установки системы видеофиксации перевозчики проложат маршруты по региональным трассам или перейдут на машины меньшей грузоподъемности. Последствия обоих вариантов будут весьма серьезны. Во-первых, региональные трассы не рассчитаны на нагрузку свыше 6 тонн на ось, а движение по ним фур сделает дороги непригодными для проезда. Во-вторых, в 3-4 раза может увеличиться число самих машин на дорогах, если грузоперевозчики отдадут предпочтение фурам меньшей грузоподъемности.

Эксперты также считают, что введение платы за проезд со следующего года преждевременно. Они считают ссылки на европейский опыт неубедительными. Во-первых, качество российских дорог уступает европейским. Во-вторых, на отечественных трассах нет необходимого сервиса. В-третьих, российские стандарты безопасности далеки от стандартов европейского дорожного хозяйства. Эксперты считают, что сейчас введение платы за проезд может просто убить междугородние и международные перевозки как отрасль.  Стоит отметить, что сейчас транспортники активно разрабатывают наименее затратную для себя систему взимания платы.