Грузоперевозки уходят в минус

Замедление темпов роста российской экономики в 2013 году отрицательно сказалось на показателях рынка транспортных услуг. Объем коммерческих перевозок снизился почти на 3%, а грузооборот сократился на 2% несмотря на то, была повышена дальность перевозок. Учитывая сложившуюся ситуацию, кардинальных изменений на рынке до конца года ждать не стоит.

Внутренний рынок

Уменьшение объемов грузоперевозок за последний год стало следствием застоя сельскохозяйственного и промышленного производства. В свою очередь застой был вызван низким спросом на отечественную продукцию на внешних рынках, что также повлияло на объемы импортных поставок. Не оправдал ожидания и эффект от снятия таможенных барьеров в связи со вступлением России в ВТО. Слишком оптимистичными оказались и сентябрьские оценки динамики роста ВВП и промышленности в этом году.

Основным источником внутреннего спроса на грузоперевозки уже не первый год остается строительная индустрия. При этом основная нагрузка ложится на автомобильные и морские грузовые перевозки, тогда как железнодорожное направление практически не задействуется. Спрос на перевозки со стороны строительства связан с динамикой жилищного строительства в стране.

Эксперты отмечают, что в этом году в целом сократились перевозки автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. При этом статистика показывает, что перевозка внутренним водным транспортом наоборот увеличилась на 26,4%. По грузообороту положительную динамику показал и внутренний водный и воздушный транспорт – 3,2% и 1,6% соответственно. ОАО «РЖД» отмечает, что за первые девять месяцев текущего года увеличилась нагрузка и на железную дорогу.

Морской транспорт наоборот уже третий год подряд демонстрирует отрицательную динамику: в этом году падение грузооборота может достичь 47%, а объем перевозок, скорее всего, не превысит 56% уровня 2012 года. Основным критерием снижения показателей работы морского транспорта является снижение количества договоров на перевозку грузов судами под флагом Российской Федерации.  Однако, несмотря на неблагоприятную ситуацию, показатели работы большинства российских портов в этом году улучшились.

Проанализировав все показатели, эксперты пришли к выводу, что темпы роста транспортного рынка снизятся до 3%, что ниже уровня инфляции. Наиболее высокие темпы роста сегодня ожидаются в сегменте внутренних морских и автомобильных перевозок.

Международные грузопотоки

В прошлом году объем международных грузоперевозок  сократился на 8,1%. Отрицательная динамика сохранилась и в этом году. В этом году увеличился вывоз из страны нефтепродуктов и угля, однако существенно сократился экспорт целого ряда важнейших товаров, среди которых черные металлы, целлюлоза, удобрения, железная руда и концентраты. Существенно ниже прогнозных показателей оказалась и динамика импортного грузопотока.

Перспективы

По прогнозам экспертов в среднесрочной перспективе со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта увеличится конкурентное давление на железнодорожный транспорт. Еще одним вызовом для отечественных железных дорог станет создание единого экономического пространства (ЕЭП), согласно которому предусматривается уравнивание тарифов на перевозки грузов по железным дорогам тех государств, которые участвуют в соглашении.

Согласно расчетам к 2015 году на РЖД будет отмечен незначительный рост грузооборота. Зато к тому же году объем перевозок автомобильным транспортом, по подсчетам экспертов, составит 5%, а грузооборота – 12%. Ключевым фактором конкурентоспособности автотранспорта станет новая техника и технологии перевозочного процесса, гибкая система ценообразования и географии перевозок, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке.

В ближайшие годы, по экспертным оценкам, сохранится положительная динамика внутреннего водного транспорта.