Логистика в 2015 году

2015 годНаиболее вероятным вариантом развития ситуации может быть уход бизнеса и аналогично транспортных перевозок в теневой рынок. Теневая экономика уже сейчас по данным Росстата  составляет 35-40% от ВВП страны, и по данным Минтруда в ней задействовано около 20млн. человек из числа работоспособного населения. Такая экономика не дает развиваться логистике и применять цивилизованные логистические решения. Она требует своей теневой логики и вынудит логистику, вслед за бизнесом, скатываться в теневой сектор.

А на "Белом фоне" налоговой отчетночти возрастают риски неплатежей со стороны заказчиков и, как следствие, банкротств транспортных и логистических компаний.

Но так или иначе можно выделить две причины. Во-первых, снижение платежеспособности клиентов вплоть до их собственных банкротств. Во-вторых, из-за финансового мошенничества самих клиентов. Здесь также интересно, как и со страхованием. Из-за проблем удержанием штрафов с перевозчиков или стоимости утраченных ими грузов, грузовладельцы замораживают у себя выплаты на 2-3 месяца. Размер таких сумм порой значительно больше чем стоимость самих грузов. Это немалые деньги, достигающие 1,5-3 млн.руб. при стоимости средней по РФ перевозки 40-70тыс. и обороте одной машины перевозчика 300-500тыс.руб в месяц. Если сам клиент вдруг разорится, то перевозчику ничего не достанется, кроме как встать в очередь по процедуре банкротства. Таких моментов уже много. Другой пример, когда клиент организовывает якобы экспедиторскую дочку, которая ведет всю работу и расчеты с подрядчиками. Процедура удержания денег та же самая, только эта экспедиционная компания-однодневка, набрав долгов на несколько сот млн.руб., просто закрывается. Клиент - основная компания, объявляет, что к ней не имеет никакого отношения, хотя до этого заключал договоры только через неё.

Увеличиваются прямые и косвенные налоги. Растет стоимость электричества, аренды земли и помещений, стоянок и т.д., без чего логистический бизнес существовать не может. Опережающий рост расходов на содержание и эксплуатацию машин сократил налогооблагаемую прибыль компаний на 30-45%. Началось сокращение количества участников логистического рынка и персонала, а остающиеся работают на грани, если еще не в убыток.

Для справки

С чем логистика подошла к концу 2014 года? За последние 5 лет автопарк увеличился в 1,8 раза (в основном ввоз подержанных грузовиков). Средний возраст грузовиков с 16 лет помолодел на два года, но Россия сохраняет лидерство среди самых изношенных автопарков в мире. Обновление парка усложнилось после введения в 2014 году утилизационного сбора при покупке грузовиков, он составляет более 150 тыс. руб.

При почти 2-х кратном увеличении парка машин, протяженность дорог увеличилась лишь на 15%. Автомагистрали исчерпали свои возможности, более 60% грузопотоков страны проходится всего на 5% ее дорог.

Дорожная и логистическая инфраструктура так и осталась неразвитой, качество дорог  неудовлетворительное, количество складов незначительно выросло, в основном в Питере и Москве, и еще немного в грузообразующих городах, в основном до Урала.

Чтобы обеспечить маржинальность, грузовики теперь должны пробегать в год 150тыс.км. Это более 400км ежедневно, без выходных, технических осмотров и ремонтов. С учетом времени на ТО и ремонт – 750 км, что противоречит нормам труда и безопасности (450км летом и 350км в сутки зимой).

Дизельное топливо, с 2010 года выросло в цене на 42-47%, цены на перевозки - всего лишь на 3-4%.

Рентабельность перевозчиков (выручка к марже) с 14-17% в 2010-м, в 2014-м опустилась до 8-10%, экспедиционных компаний с 6-7% до 1,5-4% соответственно. Перевозчики и экспедиторы не могут поднять ставки, т.к. спрос снижается вместе с грузопотоками, а себестоимость перевозок растет.

Санкции, введенные в июле-августе, в т.ч. на поставки продуктов питания из стран Европы, отразились 20-40-процентным падением объемов перевозок у российских перевозчиков, особенно это сказалось на рефперевозчиках.

Рынок России в 2014 году отличается от 2008 года. Он уже практически полностью насыщен товарами длительного пользования и предметами необходимости. Поэтому роста спроса ожидать сложно. Ритейл в сентябре уже сообщил о падении потока покупателей на 23-27% и снижении чека на 12-18%%.

Перевозчики надеются на традиционный всплеск продаж в конце года, но это призрачные надежды. Чтобы заместить европейское продовольствие и санкционированную  продукцию другими странами, потребуется не менее 6-9 месяцев. Российские предприятия физически и экономически не в состоянии компенсировать дефицит, а новое оборудование, закупленное в Европе для производства в России, обычно работает только на их же ингредиентах, тоже запрещённых к ввозу.

Что имеим

Увеличивается темп падения промышленного производства практически во всех сегментах экономики. В зависимости от отрасли к августу 2014 года оно составило от 16% до 35%. Растет инфляция, даже по официальной версии уже 7,5%, а это в 15 раз больше чем в Европе. Это автоматически ведет к снижению уровня потребления, а значит и продаж.

Что можем иметь

2015 год не принесет улучшений. Ожидается введение налога за проезд по федеральным трассам – 3,75руб./км, введут налог с продаж, продолжится рост стоимости ГСМ, тарифов и т.д. Поговаривают об увеличении транспортного налога на 10-15% и росте акцизов, что неизбежно даст очередной скачок стоимости топлива и масел.

Наиболее вероятным вариантом развития ситуации может быть уход бизнеса и аналогично транспортных перевозок в теневой рынок. Теневая экономика уже сейчас по данным Росстата  составляет 35-40% от ВВП страны, и по данным Минтруда в ней задействовано около 20млн. человек из числа работоспособного населения. Такая экономика не дает развиваться логистике и применять цивилизованные логистические решения. Она требует своей теневой логики и вынудит логистику, вслед за бизнесом, скатываться в теневой сектор.

Тем не менее, сроки оплаты выполненных работ буду увеличиваться. Так если еще в 2007г. 90% заказчиков логистических услуг платили в течение 1-5 дней по факту получения счета, то в 2010 – 30% платили уже в течение 30 дней, а в 2013 – 50%, причем уже около 20% перешли на платежи в 60 дней. При низких доходах и нашей системе уплаты налогов это огромная нагрузка на перевозчиков, которую выдержат далеко не все. Если конечно не уйти в теневой сектор.

Идя на поводу кризисной ситуации, многие логистические компании будут брать на себя повышенные обязательства, которые не смогут выполнить. Конкуренция среди логистов не приведет к снижению цен и повышению качества услуг. Эффект будет обратный, по крайней мере, ближайшие 2 года. Это связано с огромным наличием разноплановых перевозчиков, экспедиторов, брокеров, логистов, с государственной и внутри корпоративной коррупцией, слабой судебной и законодательной системой, с правовым нигилизмом и низкой степенью ответственности россиян, со слабым уровнем квалификации и профессионализма, с низким уровнем культуры труда и уровня управления. Причем все выше перечисленные сложности присущи как логистическим компаниям, так и заказчикам их услуг.