Может ли железнодорожный транспорт потеснить автомобили?

Сегодня автомобильный и железнодорожный транспорт вступили в серьезную конкуренцию за новые грузы и финансовые потоки. По грузообороту железнодорожные перевозки в 9 раз обгоняют автомобильные. Сегодня выбор между этими двумя видами грузоперевозок, пожалуй, самый актуальный вопрос для всех грузовладельцев, которые стремятся к оптимизации своих транспортных расходов.

Сегодня перед экспертами рынка железнодорожных грузоперевозок встает вопрос, сможет ли железнодорожный транспорт несколько потеснить автомобильный с рынка грузоперевозок на расстояния меньше 1000км?

Начальник департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития, Сергей Старых, отметил, что многое сегодня зависит от качества предоставляемых услуг. У автомобильных перевозок есть неоспоримое преимущество – доставка груза от двери до двери. Чтобы железнодорожному транспорту дотянуть до этого уровня, необходимо иметь автомобильных партнеров и т.п.

Про качество обслуживания говорил и Фарид Хусаинов, заместитель председателя НП ОЖдП. Он отметил, что на расстояния до 1000км на долю железных дорог сегодня приходится чуть больше 40% погруженных тонн. Он также отметил, что за последние 13 лет этот показатель значительно снизился: еще в 2001 году железнодорожным транспортом на расстояние до 1000км перевозилось 61% погруженных тонн, а в 2003 – 58,1%. Стоит отметить, что снижение показателя связано с увеличением парка качественных грузовых автомобилей, в том числе иностранного производства. По результатам опросов, при выборе между железнодорожным и автотранспортом на первое место ставилась даже не цена вопроса, а качество транспортного обслуживания.

Наиболее значимой Константин Трофименко, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, посчитал именно тарифную политику.  Он отметил, что у автотранспорта есть одно неоспоримое преимущество – это доставка от двери до двери. Однако груз приходится дробить на мелкие партии, что не очень выгодно. Сегодня железная дорога должна бросить все силы на построение грамотной тарифной политики. В этом случае ей удастся не только удержать грузы, но и, возможно, увеличить грузовой поток.

Станислав Станкевич, директор по внутрироссийским перевозкам ОАО «ТрансКонтейнер», отметил ,что ситуация во многом зависит от конкретных условий. Он отметил, что перевозка грузов с подъездных путей даже на более короткие расстояния выгоднее, чем автоперевозка. Но если речь идет о не подъездных железнодорожных путях, то о выгоде стоит забыть. К тому же многое зависит от факторов, которые могут повлиять на скорость доставки.

По мнению руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ, Владимира Савчука,  железнодорожные грузоперевозки в силах остановить уменьшение доли перевозок. Для этого железнодорожникам необходимо избавиться от существующих недостатков, таких как длительное согласование документации и  увеличение сроков выполнения заказа.