Позор на весь мир

Действие международной системы таможенного транзита, которая на данный момент объединяет 68 стран мира, в России изменяет Федеральная антимонопольная служба. По новым правилам Федеральная таможенная служба (ФТС) самостоятельно будет выполнять контроль за выполнением перевозчиками своих таможенных обязательств. Также ФТС потребует от перевозчика, въезжающего на территорию России,  дополнительных гарантий.

Эксперты отмечают, что решение об изменении правил на предоставление таможенных услуг, может в дальнейшем полностью парализовать грузоперевозки автомобильным транспортом, а также привести к резкому скачку стоимости ввозимых товаров. Кроме того, изменение правил может существенно увеличить срок поставок, а это в итоге может ударить не только по бизнесу, но и по конечному потребителю. Аналитики также отметили, что решение таможни привело к существенным репутационным потерям России, которая уже не в первый раз показала свое отношение к международным договоренностям.

Напомним, что действующая ныне Конвенция о международной перевозке грузов вступила в силу еще в 1978 году. Предусмотренная данной конвенцией процедура является упрощенной и позволяет не проходить досмотр, а также не вносить таможенные платежи при каждом пересечении границы. В соответствии с требованиями данного документа, груз проходит осмотр в стране-отправителе и пломбируется, а поставщик получает книгу, содержащую талоны, которые являются гарантией того, что все необходимые пошлины уже уплачены. Согласно системе, описанной в документе, все таможенные сборы оплачивались уже в пункте прибытия.

Измененные российской ФТС правила вступят в силу уже 14 августа текущего года. Теперь целый ряд функций Ассоциации международных перевозчиков перейдет в ведомство ФТС, что приведет к тому, что перевозчику придется платить при каждом пересечении границ. Как отмечают эксперты, решение Федеральной таможенной службы увеличит затраты на транспортные расходы в среднем на 50-200%.

Как отмечает Александр Салаутин, руководитель филиала АСМАП по УрФО, теперь каждый перевозчик, направляющийся с грузом в Россию, должен будет подтвердить, что он не останется ни в одной из стран, которые он пересекает транзитом. Для этого перевозчик должен будет предоставить таможенную гарантию, а это в разы увеличит стоимость самой транспортировки и, как следствие, стоимость конечной продукции. Эксперт также отметил, что теперь таможенное управление Урала уже не сможет обеспечить сопровождение всех таможенных грузов. Отметим, что ранее такое требование выдвигалось только к товарам, превышающим по стоимости определенный показатель. Подобная ситуация может привести к коллапсу при въезде продукции на территорию России.

С руководителем филиала АСМАП по УрФО согласны и другие уральские эксперты, а также представители крупных уральских перевозчиков. Они отмечают, что в случае, если решение об изменении правил вступит в силу, фактически будет парализована работа практически всех перевозчиков. Особенно сложно ситуация будет для  рейсов, которые уже находятся в пути. Эксперты надеются на пересмотр решения, поскольку на данный момент у ФТС отсутствуют готовые механизмы работы в новых условиях. На сегодняшний день российская таможня просто не готова к выполнению всех обязательств, которые на нее переложили. Об этом говорят и сами представители таможенной службы.

Александр Трахтенберг, заместитель генерального директора по стратегическому развитию перевозчика ОАО «Лорри», отмечает, что сам выход из международной конвенции должен сопровождаться определенными процедурами. Эти процедуры, как мы видим, российской стороной сегодня были нарушены, как минимум потому, что ни правительство в лице президента и премьера, ни МИД РФ не занимались согласованием решения об изменении системы правил международных таможенных перевозок. Поспешность решений не только поставила Россию в глупое положение, но и принесла существенные материальные потери. Если раньше перевозчику достаточно было заплатить лишь в точке прибытия, то сегодня его просто не пустят в страну без предоставления гарантий и 100% оплаты. На это перевозчикам придется выделить существенные ресурсы, что может заставить представителей малого и среднего бизнеса вовсе покинуть рынок.

Эксперты также просят не забывать, что с введением новых правил экспорт товаров за границу также будет затруднен. Российским перевозчикам точно также придется предоставлять гарантии, что он не останется на территории чужой страны, а также выплачивать таможенный депозит. После прохождения всех этих процедур российские товары уже не будут никому интересны.  

Существует и другая точка зрения на изменения правил предоставления таможенных услуг.  Поводов для беспокойства не видит Сергей Шавзис, президент Уральской логистической ассоциации. Он отмечает, что функции по предоставлению таможенных гарантий от АСМАП просто перейдут в ведение ФТС. При этом, как отмечает эксперт, не стоит ждать увеличения временных затрат или большей бумажной волокиты, просто изменится инстанция, перед которой отвечает перевозчик. Роста цен, как заверяет эксперт, ждать тоже не стоит.

Эксперты уверены, что поводом к отмене международной таможенной системы в России стали надуманные обстоятельства. Напомним, что основным предлогом для изменения правил стал долг АСМАП перед ФТС, который составляет 16 млн рублей, а также 20-миллиардный долг из-за нарушений международной таможенной процедуры.  Стоит отметить, что на сегодняшний день из всех требований по выплате гарантий, 87 были оплачены, 10 обжалованы в суде и признаны необоснованными. На рассмотрении на данный момент находятся лишь 8 требований. Отметим, что срок выплат по ним еще не истек.

Стоит отметить, что на сегодняшний день российскими перевозчиками было направлено обращение к премьер-министру Российской Федерации Дмитрию Медведеву. В обращении говорится о неправомерности действий ФТС. Перевозчики надеются, что решение об изменении правил международной системы перевозок будет пересмотрено.