Утилизационный сбор: на перекрестке с лизингом

Закон об утилизационном сборе с 1 января 2014 года распространится на автомобили российского производства, а также на модели, ввозимые с территории Беларуси и Казахстана. Под действие закона попадут и машины, помещенные под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.  Закон «О внесении изменений в статью 24.1 федерального закона «Об отходах производства и потребления» был подписан Владимиром Путиным, Президентом РФ, 21 октября текущего года.

По новым нормам уплате утилизационного сбора ну будут подвергаться только классические автомобили старше 30 лет. «Свободными» от нового закона также останутся и машины представителей международных организаций, консульских  и дипломатических учреждений, а также транспортные средства, ввозимые участниками госпрограммы по переселению соотечественников и беженцами.

Эксперты полагают, что новые нормы отразятся и на рынке лизинга: в первую очередь, на сегментах бюджетных и грузовых автомобилей. Не исключено, что новые нормы отразятся и на перевозке грузов автомобильным транспортом.

Новый закон избирательно повлияет на рынок лизинга. С одной стороны в общем объеме лизинговых сделок лизинг автомобилей имеет немалый показатель – около 20%. С другой стороны, за последний год ощутимого влияния от введения утилизационного взноса не ощущалось, поэтому эксперты полагают, что его влияние на рынок и дальше будет умеренным. Нововведения не должны стать причиной для изменения стоимости  лизинга автомобилей. Однако некоторые эксперты полагают, что исключать небольшое удорожание автомобилей нельзя.

Нововведение может привести к некоторому повышению стоимости автомобилей производства РФ и стран ТС, что сделает их менее привлекательными для покупателей. Часть потребителей, возможно, предпочтет конкурентов из-за рубежа, однако, скорее всего, доля таких покупателей не будет высока.

Эксперты уверены, что автопроизводители и лизинговые компании продолжат сотрудничество и после введения утилизационного сбора, ведь для автопроизводителей лизинг является одним из инструментов повышения продаж. Стоит отметить, что нововведения меньше всего коснуться сегмента лизинга подержанных автомобилей, поскольку доля этой области крайне мала.

А вот по сегменту бюджетных автомобилей введение утилизационного сбора ударит сильнее всего. Об этом единогласно заявляют все эксперты. Дело в том, что ставка сбора едина и фиксирована. Понятно, что на цене более дешевых автомобилей сбор скажется сильнее, а на модели премиум-класса практически не повлияет.

Мнения экспертов разошлись лишь в вопросе лизинга грузовых автомобилей. Часть экспертов считает, что рынок грузовиков в текущем году серьезно упал и ждать какого-то роста в 2014 не стоит. Другие же считают, что влияние нововведений на рынок грузового и легкого транспорта будет единым, только в сегменте грузовых автомобилей потребителей, отдавших предпочтение зарубежным машинам, будет меньше. Это связано с тем, что предприятия покупают новые авто из расчета имеющегося парка, а приобретение новых марок может повлечь серьезные накладные расходы.

В целом эксперты сходятся во мнении, что если введение утилизационного сбора и негативно повлияет на развитие лизинга грузового транспорта, положительная динамика роста все равно сохранится.